Огненная кругосветка ледокола «Микоян». Океаны — Чтобы достичь цели и не быть потопленным, пришлось преодолеть «ревущие сороковые»

<br />
Огненная кругосветка ледокола «Микоян». Океаны — Чтобы достичь цели и не быть потопленным, пришлось преодолеть «ревущие сороковые»<br />

Фото:
Версия

Индийский океан

Выйдя из Суэцкого канала в Красное море и Индийский океан, советские суда сделали небольшую петлю. Для того, чтобы объяснить смысл этого маневра по просьбе британского Адмиралтейства, необходимо сделать небольшое отступление.

Принято считать, что во время Второй мировой войны Франция была на стороне антигитлеровской коалиции. Но наряду со «Свободной Францией» генерала Шарля де Голля, воевавшей вместе с союзниками против Гитлера, была ещё и Франция Виши. Та Франция, которая в лице маршала Петена подписала мирное соглашение с нацисткой Германией. И, на самом деле, сторонников Виши в начале войны было немало. Очень многие администрации французских колоний присягнули правительству Виши.

В начале 1942 года перед Великобританией очень остро встала проблема Мадагаскара. Этот остров тогда был колонией Франции, той Франции, которая поддерживала Виши. И у немцев и вступивших в войну японцев были очень большие планы на Мадагаскар. Всё дело, как всегда, в географическом положении. Если бы странам оси удалось организовать там базу для подводных лодок и надводных рейдеров, Великобритании пришлось бы очень и очень плохо. Под ударом находились бы все коммуникации в Индийском океане и связь с Индией, Австралией, Новой Зеландией. Вполне вероятно, что ход Второй мировой войны был бы иным. Поэтому Великобритания приняла решение о высадке на Мадагаскар и захвате острова. Для этого нужно было топливо. А как мы помним, во время пожара в порту Хайфа сгорели три танкера. Приход новых судов затягивал бы десантную операцию. Именно поэтому британское Адмиралтейство официально обратилось к Советскому Союзу с просьбой, чтобы два уцелевших советских танкера «Сахалин» и «Туапсе» сделали небольшой «крюк» в Персидский залив и взяли там топливо для сил десанта на Мадагаскар.

Интересный исторический факт. Шарль де Голль назначил своим представителем на Мадагаскаре после штурма его союзниками генерала Зиновия Пешкова, приемного сына Максима Горького и родного брата Якова Свердлова. Зиновий был принципиальным противником Советского власти. Он уехал в эмиграцию во Францию, где дослужился до генерала. Вот такие зигзаги истории…

Атлантический океан

После обеспечения мадагаскарской десантной операции топливом, а было доставлено около 15 000 тонн нефтепродуктов, советские суда дошли до Кейптауна. Там они разделились. Танкер «Туапсе» пересек Атлантику по направлению к Панамскому каналу и 4 июля 1942 года был торпедирован немецкой подводной лодкой U-129 у мыса Сан-Антонио на Кубе. «Микоян» и танкер «Сахалин» пересекли Атлантику значительно южнее, и дошли до Уругвая.

Выход из Кейптауна был омрачен двумя обстоятельствами. Во-первых, на выходе из порта были обнаружены мины, выставленные немецкой подводной лодкой. Несколько суток английские тральщики очищали фарватер. Понимая, что на выходе из порта его может ожидать немецкая подводная лодка, Сергеев принимает решение выходить из порта ночью. Во-вторых, несколькими днями ранее из Кейптауна вышел хорошо охраняемый конвой. Командир конвоя отказался включать в его состав советский ледокол по причине того, что «Микоян» очень сильно дымит, и этот дым может демаскировать конвой.

Англичане предупредили Сергеева об активности немцев в Атлантике. На линии Кейптаун — Нью-Йорк действовали немецкие подводные лодки. С начала года они перенесли свои действия от берегов Европы сначала к восточному побережью США, а затем в Карибское море, Мексиканский залив, район Антильских и Бермудских островов. В южной Атлантике предположительно действовали немецкие рейдеры «Мишель» и «Штире». Путь к Панамскому каналу оказался крайне опасным. Поэтому для перехода через Атлантику был выбран самый южный маршрут. Кроме этого, находясь в Кейптауне, Сергеев предпринял шаги по дезинформации немецкой разведки. Он собрал пресс-конференцию, на которой сообщил, что ледокол направляется в Нью-Йорк. Ночью, 26 марта, снявшись с якоря, ледокол покинул Кейптаун. На всякий случай действительно некоторое время ледокол шёл как бы в Нью-Йорк. Но в пустынном районе Атлантики изменили курс. Сергеев выбрал другой, более длинный путь — обогнуть Южную Америку, и восточной частью Тихого океана идти на Дальний Восток. Ледокол пошел к берегам Южной Америки и попал в полосу жестоких штормов. Качка достигала 56 градусов, корабль бросало словно щепку. Иногда океан затихал, чтобы обрушиться с новой силой. Пострадала носовая надстройка, тяжелые стальные двери просто сорвало и унесло в океан. Это были печально известные морякам «ревущие сороковые». Переход длился семнадцать суток. В постоянных яростных штормах вошли в залив Ла-Плата. Ледокол прошел мимо затопленного немецкого рейдера — «карманного линкора» -тяжелого крейсера «Адмирал граф Шпее», погибшего здесь в декабре 1939 года. Подошли к уругвайскому порту Монтевидео. Сергеев запросил разрешение на вход в порт. Но в ответ ему сообщили, что власти не разрешают посещение порта военными кораблями и вооруженными судами, настолько внушительно выглядел бутафорские «пушки» ледокола. Пришлось вызывать специального представителя, чтобы убедить портовые власти в том, что «вооружение» не настоящее. Только после этого получили разрешение войти в порт. Уругвай в то время занимал несколько двусмысленную позицию. С одной стороны, он заявил о полном нейтралитете и запрете заходов в порт Монтевидео любых вооруженных судов, с другой — в порт беспрепятственно заходили английские и американские военные корабли. Как выяснилось позднее, моряки Уругвая никогда не видели арктических ледоколов и приняли «Микояна» за боевой корабль. Деревянные макеты то же сыграли свою роль.

В Монтевидео произошла своя история. Власти не очень хорошо отнеслись к заходу в порт советского корабля и не спешили с ремонтом и погрузкой припасов. Но в Уругвае в то время была настоящая, мощная марксистская партия, и её лидер был председателем профсоюзов докеров порта. Он пригрозил властям, что если они не прекратят чинить препятствия «Микояну», ни одно английское и американское судно в порту разгружено не будет. Властям Уругвая такая перспектива совсем не понравилась, работы на «Микояне» ускорились и скоро ледокол смог выйти в море. Чтобы обмануть немецкую разведку, демонстративно взяли курс на север. С наступлением темноты развернулись и полным ходом устремились на юг. У мыса Горн была очень велика опасность быть атакованными немецкими рейдерами или подводными лодками. Поэтому для прохода был выбран Магелланов пролив, сложный и опасный для плавания. В частых туманах, мимо Огненной Земли, с заходом в порт Пуанта-Аренас миновали пролив, вышли в Тихий океан и взяли курс на север.

Тихий океан

Совершив заходы в порты Коронель и Лота, ледокол прибыл в чилийский порт Вальпараисо для пополнения запасов, ревизии котлов, машин и механизмов. Следующим портом стал перуанский порт Кальяо. Так, двигаясь из порта в порт вдоль побережья двух Америк, ледокол дошел до Сан-Франциско. Затем он перешёл в Сиэтл на ремонт и вооружение. Была демонтирована английская пушка, и корабль получил мощное оборонительное вооружение, включающее в себя: четыре 76,2-мм орудия, десять 20-мм зенитных автоматов, четыре 12,7-мм и четыре 7,62-мм пулемётов. Из Сиэтла «Микоян» продолжил движение вдоль североамериканского континента с заходами в порты Кодьяк на Аляске и Датч-Харбор на Алеутских островах. Выйдя из Датч-Харбора, «Микоян» обогнул Алеутские острова севернее и направился к родным берегам. Наконец, в дымке показались очертания далёких берегов. Показался пустынный берег — Чукотский мыс. 9 августа 1942 года «Микоян» вошёл в Анадырский залив. Переход был благополучно завершен. Началась боевая работа по обеспечению переходов по Северному морскому пути. В бухте Провидения его прибытия ожидали 19 транспортов с вооружением, боеприпасами и другими военными грузами, и боевые корабли Тихоокеанского флота: лидер «Баку», эскадренные миноносцы «Разумный» и «Разъяренный». «А. Микоян» был назначен штатным ледоколом ЭОН-18. Ради этой работы и был совершен необычайно трудный переход, который начался в порту Батуми на Чёрном море.

Заключение

До 1958 года в СССР история перехода ледокола «Микоян» была засекречена. Экипаж ледокола дал подписку о неразглашении. Всем морякам ледокола вручили жетоны «За дальний поход».

Из трех танкеров, вышедших из Батуми с «Микояном» дошел только один — «Сахалин» 9 декабря 1942 года пришел во Владивосток.

Всю войну линейный ледокол «Анастас Микоян» принимал активное участие в проводке кораблей и судов по Северному морскому пути. До 1957 года ледокол находился в подчинении Главного управления Северного морского пути. В 1957 году ледокол вошел в состав Дальневосточного морского пароходства и получил новый порт приписки — Владивосток. После войны на «Микояне» прошла модернизация. Он был переведен на жидкое топливо, столбы дыма стали значительно меньше. В соответствии с требованиями времени, на ледоколе оборудовали площадку для посадки вертолетов Ми-1, Ми-2 и Ми-4. После разоблачения культа личности Сталина, «Микоян» стал единственным из ледоколов проекта 51, который не переименовали. Хотя, если разобраться, он был первым в серии, который был переименован еще на стапеле…

В 1959 году «Микоян» участвовал в спасении возле бухты Угольной грузопассажирского теплохода «Двина» с 600 пассажирами на борту, на котором возник пожар.

Служба ледокола длилась около 30 лет. С появлением новых линейных дизель-электрических ледоколов финской постройки типа «Москва», паровые линейные ледоколы проекта 51 стали выводиться из строя. Ледокол «Анастас Микоян» был списан в 1968 году.

rambler.ru