Так, друзья — сегодня у меня очередной пост из рубрики «одно фото», которая недавно появилась в моём блоге. Кстати, обязательно пройдите и по другим постам этой рубрики — там много интересного. Эту фотографию я хотел включить в одну из своих фотоподборок о жизни в СССР — но потом понял, что фотоснимок самодостаточен и офигенен сам по себе, и про него надо поговорить отдельно. На фото, которое в 1957 году сделал Леонид Николаев, запечатлён вид на цветной Бульвар в Москве, на котором 28 июля 1957 года проходило открытие так называемого «Всемирного фестиваля молодёжи и студентов».
Собственно, снимок отлично иллюстрирует всю двойственность совка — вылизанный побеленный фасад (который стремиться произвести яркое первое впечатление) и гнилую изнанку, которая прячется за этим фасадом.
Что мы видим на фото? В дальней части снимка видна так сказать «парадная часть» Москвы — которая попадала в объективы фотоаппаратов и показывалась иностранным туристам — там чистый ровный асфальт, светлые здания, красивые фонари и так далее. А на переднем плане можно увидеть ту самую неприглядную «заднюю часть», скрытую за парадными фасадами — грязный тёмный двор старого дома и прочее подобное.
Под катом — снимок с фрагментом неприглядной задницы социализма покрупнее, а также вопрос. В общем, обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь.
02. Итак, вот крупнее то, что мы видим на переднем плане снимка, это то, чего вы никогда не увидите в фильмах пятидесятых годов — там вся Москва состоит сплошь из новеньких побеленых сталинок, в которых советские граждане абсолютно бесплатно получают пятикомнатные квартиры, сплошь развёрнутые на солнечную сторону мира. А что мы видим на фото? Обшарпанные старые дома с гнилыми оконными рамами, ржавые крыши и кривоватые печные трубы — печное отопление даже в столице СССР пятидесятых годов было нередким.
Во дворе свалены какие-то доски, на заборе сушатся вещи — всё выглядит больше похожим на какую-то деревню. Дома, судя по всему, не ремонтировали, не красили и не штукатурили со времён постройки ещё в «глубоко царские» годы — то есть более чем полвека.
А ещё обратите внимание на людей на снимке. Народ, чтобы поглядеть на фестиваль, отважно лезет на крышу по пожарной лестнице — что в общем-то весьма опасно для жизни, особенно если подниматься в дамской обуви. О чём это говорит? А говорит это только о том, что места в «парадных шеренгах ликующей толпы» хватило далеко не всем — скорее всего, там стоят свезённые в добровольно-принудительном порядке различные трудовые коллективы, которым приказали одеться поприличнее и изображать ликующий народ.
Настоящий же народ (из местных жителей и т.д.) был вынужден лезть на крыши по пожарным лестницам, чтобы увидеть хоть что-нибудь. Кстати обратите внимание, что помимо пожарной лестницы в доме есть также слуховое окно с выходом на крышу — но его вероятнее всего забили в связи с фестивалем — «дабы избежать инцидентов».
03. А вот ещё одно фото того же фестиваля, сделанную с того же ракурса — заметно, что на нём фотограф оставил только «парадную» часть, начисто убрав из кадра неприглядную изнанку. Собственно, вот так и делалась советская пропаганда — в кадре оставалось только то, что было нужно показать, при этом люди не видели всей картины...
Такие дела.
Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу. Нужно ли на фото показывать людям всю правду, или достаточно только лакированных фасадов?