Может ли МиГ-35 уцелеть в реальном бою с F-22

Может ли МиГ-35 уцелеть в реальном бою с F-22

Американский журнал The National Interest продолжает серию диванных сражений за завоевание господства в воздухе. На сей раз в качестве спарринг-партнера двух главных американских истребителей — Lockheed/Boeing F-22 Raptor и Lockheed Martin F-35 Lightning II — избран российский истребитель МиГ-35.

Автор публикации достаточно подробно рассматривает достоинства российского самолета, который относится к поколению 4++. Это означает, что по некоторым характеристикам он все-таки не дотягивает до пятого поколения. Например, в его конструкции стелс-технологии использованы не в полной мере. Он имеет лишь покрытие из радиопоглощающего материала. Но конструкторы использовали уже существующий планёр, принадлежащий семейству истребителей МиГ-29, который не «облизан» для того, чтобы добиться максимального рассеивания в пространстве радиоволн, излучаемых РЛС противника.

Не дотягивает самолет и по части полета на сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме, который характерен значительно меньшим расходом топлива, чем при работе форсажной камеры. И это, пожалуй, всё. Остальное вполне вписывается в концепцию самолетов пятого поколения. А важнейшее из «всего остального» — это эффективность бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения.

Необходимо сказать, что из двух американских самолетов, с которыми МиГ-35 сражается на страницах The National Interest, лишь F-22 можно безоговорочно считать истребителем пятого поколения. У F-35 та же самая проблема по части сверхзвукового бесфорсажного полета. В этом режиме не дотягивает он, как единодушно считают все эксперты, до скорости 1,2 М, которая указана в его официальных характеристиках.

Там, кстати, много что не дотягивает до пятого поколения. Например, не удалось создать внутренние отсеки для вооружения значительного объема. Ударный потенциал истребителя невелик.

Еще необходимо сказать о маневренности. Американцы заявляют, что для истребителей пятого поколения маневренность не играет существенной роли. Однако у F-35 она, что называется, ниже плинтуса. То есть в ближнем бою этот самолет заведомый труп. Совершенно непонятно, зачем же его оснастили пушкой, которая может использоваться только на малых дистанциях.

Также заявленная компанией «Локхид Мартин» ЭПР этого самолета на уровне 0,001 кв.м. у экспертов вызывает лишь скептическую улыбку. При анализе профиля передней полусферы F-35 получается существенно большая ЭПР. Надо сказать, что по части жульничества с данной характеристикой компанию «Локхид Мартин» уже схватили в этом году за руку. Правда, это было связано с «Раптором» — F-22, ЭПР которого указывался на уровне 0,0001−0,0002 кв.м. То есть это должен быть абсолютный невидимка. Однако в начале этого года из Сирии пришел скрин дисплея прицельной системы Су-35С, на котором отчетливо виден F-22. Был скандал, но он вскоре рассосался естественным образом, в связи с крушением японского F-35 над Тихим океаном.

Надо сказать, что The National Interest, анализируя боевые возможности истребителя МиГ-35, относится к нему с большим уважением, чем родное Министерство обороны, заказавшее самолет в совершенно гомеопатических количествах. При этом, «компетентные органы» усиленно внедряют идею относительно того, что у этого самолета прекрасный экспортный потенциал, так пусть РСК МиГ гонит его за границу сколь угодно большими сериями.

Но вот американцы всерьез задаются вопросом о том, каковыми могут быть результаты при столкновении в воздухе МиГ-35 с F-22 и F-35. И отмечают достоинство бортовой РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой. Ее характеристики раскрыты по самому минимуму. Известно, что РЛС обнаруживает истребители четвертого поколения с ЭПР 5 кв.м. на расстоянии в 200 км. Сопровождает 30 целей, одновременно обстреливает 10. Разрешающая способность при картографировании — 1×1 метр.

В начале этого десятилетия МиГ-35 выбыл из тендера по закупке Индией более сотни истребителей для своих ВВС. Однако это был не нынешний самолет, а его полуфабрикат с существенно более слабыми характеристиками. Одна из главных претензий к той машине заключалась в недостаточной тяге двигателя. Теперь двигатель новый, то есть модернизированный, у МиГ-35 существенно возросла тяговооруженность.

Усиление двигателя способствовало и улучшению маневренных качеств. Причем у истребителя есть большой потенциал этой характеристики. Существует новая модификация двигателя с отклоняемым вектором тяги, которая может поставляться заказчику как дополнительная опция. Но и нынешнего двигателя вполне достаточно для того, чтобы у МиГ-35 были существенно более высокие шансы на победу в ближнем бою с обоими американскими самолетами пятого поколения.

Однако встреча самолетов происходит на большой дистанции. И пуск ракеты большой или средней дальности осуществляет тот самолет, который первым заметит противника. И, казалось бы, более сильная позиция тут на стороне у «американцев», ЭПР которых все же меньше, чем у МиГ-35.

Но это чисто «диванная» тактика ведения воздушных боев, когда два одиноких самолета встречаются в стерильном воздушном пространстве. Самолеты совершают групповые полеты. На земле могут располагаться радары зенитно-ракетных комплексов или же радиотехнических войск. В воздухе могут находиться самолеты ДРЛОиУ. И в такой ситуации, когда радары обнаружения и целеуказания обмениваются информацией с истребителями, а также истребители информационно поддерживают друг друга, роль индивидуальной малозаметности существенно снижается. И еще — обмен информацией и взаимодействие боевых единиц является неотъемлемым свойством и истребителей пятого поколения, и прочей современной военной техники.

Так что можно предположить, что куда более существенную роль в воздушных сражениях ближайшего будущего будет играть не индивидуальная малозаметность самолетов, а качество ракетного вооружения и способность отражать ракетную атаку.

МиГ-35 оснащен ракетой «воздух-воздух» большой дальности Р-37М. Ее дальность достигает 300 км. «Американцы» же имеют ракету AIM-120D, дальность которой существенно ниже — 180 км. То есть МиГ-35 может запустить эту ракету, получив внешнее целеуказание, поскольку собственная РЛС не разглядит противника на таком расстоянии. При этом увернуться от нее будет крайне непросто — при перегрузочной способности в 22 g ракета развивает скорость до 6 М. Скорость американской ракеты существенно меньше — 4 g.

Есть у МиГ-35 и ракета средней дальности Р-77. Дальность и скорость у нее меньше — соответственно 110 км и 4,5 М. Но перегрузочная способность выше — около 30 g.

Если ракеты большой и средней дальности имеют активную радиолокационную головку самонаведения, то ракеты для ближнего боя оснащены тепловыми ГСН. У нас используется ракета Р-73, у «американцев» — AIM-9X Sidewinder. Ракеты примерно одинаковые по возможностям, хоть и имеют различные рулевые системы. Перегрузочная способность у обеих порядка 40 g. Но, как было сказано выше, при ближнем столкновении истребителей громадное значение имеет маневренность. Так что перевес должен быть на стороне МиГ-35.

Но маневренность играет роль и при уклонении от ракет большой и средней дальности. У F-22 относительно его молодого собрата F-35 тут все вполне прилично.

Но при противоракетной обороне используется также и аппаратура радиоэлектронной борьбы. Против ракет с тепловыми ГСН она малоэффективна. Но при атаке ракетами средней и большой дальности с АРЛ ГСН комплексы РЭБ способны уводить ракеты в сторону. Возможности таких комплексов всегда секретятся. Но о них можно косвенно судить по развитию в России и США военной радиотехники. Всеми признано, причем по обе стороны Атлантического океана, что в технологии РЭБ русские достигли существенно больших успехов, чем американцы.

The National Interest в конечном итоге не берется определить победителей в сражении нашего истребителя с американскими. Нам же представляется, что возможности F-22 и МиГ-35 примерно равны. У F-35 они ниже. Прав австралийский эксперт Деннис Дженсен, заявивший, что США, предлагая своим давним стратегическим партнерам истребитель F-35 вместо F-22, уподобляется продавцу мотоциклов, который предлагает покупателю скутер.

newsland.com