Фото:
Версия
Крейсер «Эдинбург»
Для Великобритании, когда она еще пребывала в статусе «владычицы морей», наряду с авианосцами и линкорами очень важны были крейсера. По большому счету, именно крейсера обеспечивали присутствие Великобритании во всех точках Мирового океана. Во второй половине 30-х годов в Великобритании построили серию лёгких крейсеров типа «Таун» из 9 кораблей. Серия состояла из нескольких подтипов. К одному из подтипов — «Белфаст» — и относился крейсер «Эдинбург» HMS «Edinburgh» (C16). Это был новейший и один из лучших легких крейсеров в мире на тот период. При водоизмещении 13 400 тонн, он нёс 12 152-мм орудий главного калибра, 12 102-мм универсальных орудий, 16 40-мм зенитных орудия, 6 торпедных аппаратов и 2 гидросамолета. Крейсер развивал очень приличную скорость в 32 узла (около 60 км/ч). «Эдинбург» был принят в состав ВМФ Великобритании перед самой войной — 6 июня 1939 года.
Апрель 1942 года
Военные поставки в СССР союзники осуществляли тремя маршрутами — северным, восточным и южным. Северный путь был морским: из английских и исландских портов, вокруг Скандинавского полуострова в советские порты Мурманск, Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск). Суда шли в конвоях, под охраной военных кораблей. Конвои, идущие с запада на восток, имели обозначение PQ, с востока на запад — QP и порядковый номер. Немцы без помех пропускали только первый караван, все остальные подвергались многочисленным и мощным атакам. Специально для противодействия поставкам в СССР по северному маршруту Германия сосредоточила в Норвегии мощную группировку надводных кораблей и подводных лодок.
28 апреля 1942 года Мурманск покинул конвой QP-11, состоящий из 13 торговых судов. Его охранение осуществляли 12 военных кораблей, включая легкий крейсер «Эдинбург».
Перед отплытием на борт крейсера были погружены 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота общим весом в 5536 кг. О содержимом ящиков знали только старшие офицеры крейсера. Корабль нёс флаг командующего 18-й эскадры крейсеров контр-адмирала Стюарта Бонэм-Картера.
Что важно, в это же время в море находился встречный конвой PQ-15, направлявшийся в Мурманск. Из России транспорты шли загруженные не оружием, и немцам было важнее потопить суда из конвоев PQ, чем из QP. Люфтваффе и авиация Кригсмарине постоянно осуществляли разведку маршрутов конвоев, и знали о движении обоих. Понимая, что в море находится два конвоя, немцы мобилизовали все имеющиеся на тот момент силы. Адмирал Губерт Шмундт (Hubert Schmundt), в подчинении которого находились подводные лодки в Арктике, выделил семь субмарин, сведя их в группу «Штраухриттер» (Strauchritter). Среди других, в группу вошла лодка U 456 (тип VIIC) капитан-лейтенанта Макса-Мартина Тайхерта (Max-Martin Teichert). 30 апреля, спустя два дня после выхода из Мурманска, QP-11 был обнаружен подводной лодкой U-88. (тип VII). Шмундт приказал остальным лодкам наводиться на конвой по сигналам U-88. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне использовали тактики «завесы» и «волчьих стай». Суть этих тактик сводилась к тому, что в определенном квадрате действует не одна лодка, а группа (иногда большая) подводных лодок. Тактика показала свою эффективность при нападении на конвои в открытом океане при отсутствии вражеских подводных лодок. U 456 изменила курс и стала двигаться навстречу противнику. Рано утром 30 апреля U-88 первой вышла в атаку на конвой, выпустив в 06-03 три торпеды, но промахнулась. Случившееся вызвало сильное беспокойство Бонэм-Картера и побудило его приказать командиру «Эдинбурга» покинуть конвой и держать скорость 18–19 узлов. Изменение параметров движения приблизило «Эдинбург» к U 456. Командир подводной лодки долго маневрировал, но в конечном итоге, занял выгодную позицию, выпустил три торпеды, две из которых поразили крейсер и нанесли ему тяжелейшие повреждения. Первая оставила большую пробоину в правом борту прямо под мостиком, вторая ударила в корму. Хотя взрывы торпед не повредили машины крейсера, он лишился управления: вторая торпеда разрушила два винта правого борта и разорвала руль. Добить крейсер U-456 не могла. На помощь «Эдинбургу» приближались несколько эсминцев из охраны конвоя, включая два советских — «Гремящий» и «Сокрушительный». Получив радио с подводной лодки, адмирал Шмундт понял, что у него есть шанс уничтожить конвой, оставшийся без охраны. Он послал на поиски конвоя три эсминца Z-7 «Герман Шёман» (Hermann Schoemann), Z-24 и Z-25. Это соединение обнаружило конвой на следующий день. Результат их атаки был более, чем скромным — они потопили только одно судно — советский пароход «Циолковский». Британский эскорт оказал столь яростное сопротивление, что немецкие эсминцы вынуждены были отойти. Тогда Шмундт перенацелил эсминцы на поиск «Эдинбурга». Крейсер был обнаружен утром 2 мая. В 6 утра между немецкими и английскими кораблями произошло столкновение, в ходе которого обе стороны понесли потери. Британцы серьезно повредили «Герман Шёман», немцам же удалось нанести тяжелые повреждения британским эсминцам «Форестер» (HMS Forester) и «Форсайт» (HMS Foresight). Также одна из выпущенных ими торпед попала в «Эдинбург», который, тем не менее, все еще держался на плаву. Немцы сняли экипаж с «Германа Шёрмана» и сами потопили его, после чего, Z-24 и Z-25 ушли на базу. На помощь «Эдинбургу» из Полярного подошли спасательный буксир, четыре британских тральщика и советский сторожевой корабль «Рубин» (бывший пограничный сторожевой корабль). Последняя попытка спасти крейсер и отбуксировать его в Мурманск, не удалась. Тральщики сняли экипаж, а эсминец «Форсайт» в 08-52 выпустил в «Эдинбург» торпеду, и крейсер затонул.
Легенды
Гибель крейсера породила много легенд. В культовом романе Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17» есть эпизод потопления крейсера. Пикуль обозначил количество затонувшего золота в 10 тонн. Он преувеличил в два раза. Существовала легенда о том, что немцы знали о перевозимом грузе и направили на перехват «Эдинбурга» своего лучшего командира подводной лодки. Это не так. Командир, пустивший роковую торпеду, что называется «звезд с неба не хватал». Была версия, что англичане не боролись за живучесть крейсера. И это неправда. Экипаж покинул «Эдинбург» только после того, как были исчерпаны все возможности спасти крейсер.
Во многих публикациях пишут, что это золото было частью оплаты поставок СССР по линии ленд-лиза. Золото «Эдинбурга» не было связано с ленд-лизом. Дело в том, что СССР был подключен к программе ленд-лиза 11 июня 1942 года, уже после потопления «Эдинбурга». До этого СССР оплачивал поставки по двухсторонним контрактам. Версия о том, что золото, перевозившееся на крейсере, предназначалось для оплаты поставок в Великобританию, подтверждается тем фактом, что, когда его подняли, оно было разделено между СССР и Великобританией в следующей пропорции: 1/3 — Великобритании, 2/3 — СССР, с учетом выплаты вознаграждения фирме, осуществлявшей подъем золотых слитков. Золото на борту «Эдинбурга» было застраховано на 2/3 в Госстрахе СССР, на 1/3 — в английском Комитете по страхованию военных рисков, так что потопление крейсера не привело к прекращению поставок.
Поиск и подъём золота
После войны слухи о золоте «Эдинбурга» поползли по миру. Эти слухи подогревались позицией СССР и Великобритании, которые не опровергали и не подтверждали их. Кроме технических сложностей поиска и подъёма (крейсер затонул на глубине 250 метров), существовали и юридические сложности. Необходимо было договариваться с правительствами СССР и Великобритании. Кроме того, место гибели «Эдинбурга» было объявлено воинским захоронением, ведь на его борту остались 57 погибших английских моряка. Первыми с официальным заявлением к СССР обратились норвежцы. Норвежская фирма «Столт-Нилсен Редери» обращалась 1979 г в советское посольство с уведомлением о поиске судов, пропавших во время Второй мировой войны в Баренцевом море. Размытость формулировки никого не должна была вводить в заблуждение — главной целью поиска был «Эдинбург». Переговоры с этой фирмой завершились безрезультатно, несмотря на то, что она потратила около миллиона долларов на подготовку операции по подъёму золота.
В том же 1979 году британский дайвер, искатель кладов и приключений и бывший военный водолаз Кейт Джессоп провёл экспедицию с целью определить точное место гибели крейсера. Джессоп был опытным водолазом, но подводным кладоискательством до этого не занимался. Несмотря на это, у него была полная уверенность в успехе. Кейт Джессоп был человеком коммуникабельным, открытым и добродушным. Ему удалось расположить к себе членов советской делегации, прибывшей в Лондон для проведения переговоров. Главным итогом переговоров стал доклад, отправленный в Москву — Джессоп не авантюрист и не сотрудник английских спецслужб. Последнее было особенно актуально, ведь в разгаре была холодная война. СССР подписал выгодный для себя, со всех сторон, договор с частной фирмой «Джессоп Марин Рикавериз». Все расходы на операцию ложились на Джессопа и его компаньонов. В случае успеха он получал 45% поднятого золота. Остальные 55% делились меду СССР и Великобританией: 2/3 — Москве, 1/3 — Лондону. Кроме этого, сотрудники знаменитого советского 40-го НИИ Министерства обороны получали право присутствовать на всех технологических этапах экспедиции. В Советском Союзе 40-й НИИ занимался проблемами спасения и глубоководных работ. Именно там появилась уникальная военная специальность — гидронавт.
Работы начались 9 мая 1981 года. Спустя пять дней спасательное судно «Дамматор» обнаружило крейсер на глубине 250 м. Он лежал на дне, на левом борту. После установления точного местонахождения «Эдинбурга» началась подготовка к операции по подъему золота. Определились с технологией работ. О ней будет сказано ниже.
Однотипный крейсер «Белфаст» HMS «Belfast» (C35) пережил Вторую мировую войну, служил в послевоенные годы, и был установлен как корабль-памятник на Темзе. Были известны помещения на крейсере, где находилось золото. Водолазы, которым предстояло работать на «Эдинбурге» в полной темноте отрабатывали маршруты, по которым они должны были продвигаться на корабле. Пришлось преодолевать и другие сложности. Спасательное судно «Дамматор», которое использовали для поиска затонувшего крейсера, оказалось непригодным для работ на такой глубине. Его пришлось заменить специальным исследовательским судном «Stephaniturm», аренда которого была значительно дороже. Кроме этого, команду водолазов, способных на такую работу, собирали по всему миру, Но, как бы то ни было, в августе 1981 года в район работ вышел «Стефанитурм», оснащенный оборудованием, позволяющим водолазам работать на глубинах до 400 метров. Водолазы, ознакомившиеся с однотипным «Белфастом», жили в специальных барокамерах в трюме судна и опускались к крейсеру попарно в особом водолазном колоколе. Такой подход позволял экономить много времени, исключая его затраты на ежедневную процедуру декомпрессии. То есть, водолазы, даже находясь на судне, жили под давлением, как на глубине 250 метров.
Сначала операция шла трудно. Выяснилось, что величина пробоины не позволяет пройти через неё водолазу, и, из-за острых краев, была слишком высока опасность для водолаза. Пришлось вырезать в корпусе специальное отверстие для входа внутрь судна. Потом 10 дней ушло на расчистку завалов в коридорах крейсера для того, чтобы проникнуть в помещение, где было золото. Но однажды двадцатисемилетний водолаз из Зимбабве Джон Россье прокричал в микрофон: «Я нашел его! Я нашел золото!» На поверхность был поднят первый драгоценный слиток. Из слоев ила и мазута на ощупь стали доставать один за другим слитки золота. За последующие 19 дней с борта «Эдинбурга» было поднято 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг.
5 октября 1981 года работы были приостановлены. С одной стороны, окончательно испортилась погода, и перспектива продолжения работ была неопределенной. С другой, водолазы смертельно устали. Работы в таких условиях ещё не проводились, и возможности водолазов были на пределе. Джессоп принял решение о завершении первой части работ. Через четыре дня судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом. Это была мировая сенсация. Команде Джессопа удалось осуществить самую успешную операцию в истории подводного кладоискательства. Золото, поднятое со дна Баренцева моря, «потянуло» на 81 миллион долларов. 35 миллионов долларов было выплачено фирме Кейта Джессопа. Джессоп хотел продолжить подъем, но он был увлекающимся человеком. Его очень увлёк проект поиска сокровищ затонувших испанских галеонов в Карибском море и к завершению работ на «Эдинбурге» он «остыл».
Контракт на дальнейшие работы был передан английской компании «Уорлтон-Уильямс». Для подъёма золота использовалось судно «Диипвотер-2» («Deepwater-2»). Осенью 1986 года из 34 оставшихся на дне слитков было поднято 29, общим весом 345, 3 кг. Найти ещё пять слитков весом 60 кг оказалось не по силам. Они до сих пор лежат на дне Баренцева моря. В день окончания глубоководных работ на воду был спущен венок, и состоялась церемония в память погибших моряков крейсера «Эдинбург».
Заключение
В СССР об этой операции узнали через 20 лет. После окончания работ на «Дипвотер-2» из Североморска за советской долей золота вышел сторожевой корабль «Резкий». На его борт было перегружено 19 слитков. 10 слитков остались на долю англичан и водолазов. Матросы сторожевика, обойдя особистов, сделали несколько фотографий со слитками. Только недавно они появились в интернете.
Сегодня один из поднятых слитков золота является частью постоянной экспозиции в Алмазном фонде России.