Желтые жилеты наступают: «Бензиновые бунты» грозят смести Меркель

<br />
Желтые жилеты наступают: «Бензиновые бунты» грозят смести Меркель<br />

Фото:
Свободная пресса

С раннего утра прошлой пятницы в конференц-зале Ведомства федерального канцлера на берлинской Вилли-Бранд-Штрассе, 1 представители СМИ терпеливо ожидали официального сообщения об итогах переговоров членов коалиционного правительства Германии по программе «Климатические цели до 2030 года». После 9 утра их ожидания несколько скрасили детские голоса: около сотни школьников, «вдруг» решивших собраться у канцлерской резиденции, принялись выкрикивать «климатические» речёвки (но об этом подробней далее по тексту).

Чем завершился «марафон»

Брифинг был назначен на 11 часов, затем его перенесли на 13:00. И вот, наконец, во втором часу дня на подиум вышли канцлер Ангела Меркель и вице-канцлер, он же глава Министерства финансов Олаф Шольц. Заждавшихся журналистов не удивили их усталые лица — заседание правительства, начавшееся ещё ранним вечером четверга, длилось 17 часов (по этой причине СМИ и назвали его «марафонским» — «Marathonsitzung»).

Первой взяла слово канцлер. Как она заявила, «в ходе очень интенсивных и конструктивных переговоров был утверждён большой пакет мероприятий по Программе-2030. Главная её цель — добиться снижения объёмов сжигания нефти, угля и природного газа, чтобы уменьшить выбросы СО2, которые приводят к глобальному потеплению на планете, а также поддержать развитие возобновляемых источников энергии, энергоэффективности и распространения автомобилей с нулевым уровнем выхлопа». Всего на указанную программу правительство выделяет в общей сложности около 100 млрд евро. Как отметила Меркель, «инвестиции не повлияют на планы правительства по сохранению сбалансированности бюджета, а, наоборот, помогут поддержать экономику».

«Почему мы решили инвестировать в защиту климата? — риторически вопросила канцлер, и сама же ответила: — Потому что мы уверены, что это будет стимулировать развитие новых технологий. Мы верим в то, что сможем достичь поставленных целей. Шансы на то, что мы справимся, выросли». Наряду с тем Меркель признала, что «цели-2020», которые правительство Германии ставило перед собой в 2007 году, «достигнуты не будут прежде всего в таких отраслях, как транспорт и утепление зданий».

В свою очередь, вице-канцлер Шольц отметил, что «комплекс принятых мер означает, что мы настроены серьёзно. Мы выбираем новый путь, который включает в себя множество аспектов. В особенности, крупные инвестиции в защиту окружающей среды: до 2023 года мы собираемся потратить 54 млрд евро. Это не мало». Как подытожил Шольц, «в прошлом в области защиты климата в Германии было не очень много достижений, но дальше так продолжаться не может, и правительство настроено решительно».

«Решительная» программа и её ключевые моменты

Правительство будет стремиться довести к 2030 году количество электрических и гибридных машин на дорогах Германии до уровня от 7 до 10 млн единиц, а каждый второй городской автобус будет ходить на электрической тяге (по данным статистики, в 1-м полугодии 2019 года в стране в эксплуатации находились 31 059 электромобилей и 10 2995 гибридных машин). Для стимулирования перехода на электромобили государство будет доплачивать владельцам таких авто в 2021—2022 годах по 4 тыс. евро (при покупке машины стоимостью до 40 тыс. евро), а после 2022 года — по 3 тыс. (субсидии на покупку более дорогих машин будут значительно ниже). Таким способом правительство рассчитывает активизировать производство и продажу в первую очередь небольших экономичных электромобилей. Транспортный налог будет скорректирован в пользу «зелёных» машин — за счёт автомобилей, выбрасывающих CO2.

Дешевле станут поездки на поездах, но подорожают авиаперелёты: правительство намерено уменьшить с 19 до 7% НДС на железнодорожные билеты и ввести специальные отчисления со стоимости авиабилетов. В результате авиабилеты на короткие расстояния — то есть рейсы внутри Германии — должны стать вдвое дороже, чем сейчас (это был, пожалуй, единственный пункт программы, не вызвавший споров между министрами от блока ХДС/ХСС с одной стороны и СДПГ с другой). Около 86 млрд евро будет вложено в железнодорожную инфраструктуру.

Правительство решило поощрять тех домовладельцев, кто согласится заменить свои старые отопительные котлы, работающие на мазуте, на более экологичные. Размер субсидии составит 40% расходов на такую замену. А с 2026 года установка в новых домах дизельных отопительных систем будет полностью запрещена. Налоговые льготы будут стимулировать энергосберегающие технологии в строительстве, особенно нацеленные на уменьшение теплопотерь в холодные месяцы года.

Правительство будет поддерживать дальнейшее развитие ветровых и солнечных электростанций, составляющий сейчас наибольшую долю возобновляемых источников энергии, на которые приходится 38% спроса на электричество в Германии. Чтобы заставить муниципальные власти смириться со строительством новых ветропарков (а в настоящее время мэрии — часто в судебном порядке — запрещают их возведение на своих землях), им будет разрешено участие в прибыли. Распространённые в южной Германии солнечные станции будут субсидировать, а ветропарки в Северном и Балтийском морях — расширять. Целью программы является увеличение к 2030 году доли «зелёной» энергии до 65% от общего спроса на электроэнергию. Атомная энергетика должна быть свёрнута к 2022 году, как это предусмотрено ранее принятыми решениями, а угольная — к 2038-му.

Ещё одна мера — установление динамично растущей цены на эмиссию углекислого газа, плату за которую начнут взимать с 2021 года. Первоначальная цена будет 10 евро за тонну, в 2025 году она возрастёт до 35 евро, а затем будет колебаться от 35 до 60 евро за тонну — в зависимости от спроса и предложения на сертификаты, дающие право на эмиссию определённого объема СО2. Торговлю этими сертификатами будут вести предприятия, поставляющие на рынок углеводородное сырьё. В итоге подорожают бензин и дизельное топливо (а соответственно и стоимость перевозок товаров), а также газ и дизельное топливо для отопительных котлов. По расчётам правительства, при цене в 35 евро за тонну СО2 стоимость дитоплива увеличится на 9 — 12 центов за литр (сейчас цена на него от 1,20 до 1,27 евро/литр).

Тень «святой Греты»

Как особо отметила выступившая на брифинге канцлер, «не последнюю роль в принятии Федеральным правительством столь решительных шагов по защите климата сыграло движение Fridays for Future (»Пятницы во имя будущего»)». При этом Меркель даже процитировала Грету Тунберг: «Объединимся во имя науки, — повторила канцлер лозунг „святой Греты“, и пояснила: — Мы делаем это не по идеологическим причинам, а потому, что есть глубокие научные доказательства».

Замечу попутно: в канун этого заседания правительства глубиной научной мысли по-своему впечатлил немецкое общество научный сотрудник факультета экономики и права Ольденбургского университета, эксперт по вопросам городского развития, автор книги «Verbietet das Bauen» («Запретите строительство») Даниэль Фурхоп. Со ссылкой на исследования американских учёных, он привёл такие данные: на долю строительства и отопления зданий приходится от 20% до 40% выделения СО2. Исходя из этого, учёный муж полагает, что строить новые дома не нужно, а лучше заселять пустующие квартиры и переселять в них одиноких стариков, живущих на больших площадях. «Никто не должен гордиться строительством — из-за климата этого надо стыдиться так же, как езды на автомобиле и употребления мяса», — написал Фурхоп в своём Твиттере в канун «климатического» заседания Федерального правительства.

А заседание это, как и последующий за ним правительственный брифинг, состоялось в крайне напряжённой обстановке. В то же время в центре Берлина проходили массовые акции, посвящённые защите климата. С призывом выйти на улицы к жителям столицы обратились не только экологи, но и профсоюзы, и даже Католическая и Евангелическая церкви Германии. Некоторые крупные компании — например, Siemens или энергетический концерн Vattenfall — предоставили своим работникам возможность сходить на митинг в рабочее время, но с условием, что они отработают пропущенные часы. Сотрудникам бюджетных учреждений также было разрешено участвовать в акции — но с таким же условием (впрочем, слово «разрешено» не вполне точно отражает истинное положение дел: например, на летнее шествие в поддержку ЛГБТ-движения, бюджетников Мюнхена в прямом смысле слова гнали с рабочих мест, грозя, что в случае их неучастия в демонстрации к ним будут применены санкции — вплоть до увольнения).

Около половины второго часа дня — то есть на момент начала правительственного брифинга, — организаторы берлинских акций сообщили, что количество участников превысило 100 тыс. человек, а ещё час спустя — 270 тыс. И это только на главном митинге у Бранденбургских ворот — акциями был охвачен весь город. Первые речёвки возле Ведомства федерального канцлера зазвучали уже в 9 утра — сотня школьников организовала «спонтанный» флешмоб (к полудню полиция на всякий случай выставила дополнительные оцепления вокруг резиденции Меркель). А незадолго до этого колонна велосипедистов заблокировала оживлённую площадь в западной части Берлина. Транспортное же движение было фактически парализовано по всей столице. Кульминацией стали шествие в центре Берлина и итоговый митинг-концерт у Бранденбургских ворот. Главные требования участников акции — полный отказ к 2030 году от угольных теплоэлектростанций и полный переход страны на возобновляемые источники энергии к 2035-му.

Всего же в пятницу, 20 сентября, в разных городах Германии прошло около 500 массовых акций «климаактивистов», собравших, по данным немецкого отделения Fridays for Future, 1,4 млн человек. В частности, в Гамбурге и Кёльне на демонстрации вышли по 70 тыс. человек, в Ганновере и Бремене — по 30 тыс. (данные полиции). Повсеместно это привело если не к транспортному коллапсу, то, как минимум, к значительным перебоям движения транспорта. Многолюдность же акций объясняется, в частности, тем, что активисты Fridays For Future призывали на своём сайте «все поколения выйти на улицы в этот день»: «Всем взрослым — родителям, бабушкам и дедушкам, тётям и дядям, крестным родителям и учителям: присоединяйтесь к нам во имя собственного будущего, будущего своих детей и будущих поколений! Наш девиз: Если мы будем сражаться все вместе, то мы что-то изменим и остановим климатический кризис!», — писали они в своём обращении.

Грозят ли Германии свои «жёлтые жилеты»?

Канцлеру Меркель теперь предстоит решать вопросы, по большинству из которых в правящей коалиции нет единого мнения (согласие есть только в вопросе увеличения стоимости авиаперевозок и одновременного удешевления проезда по железной дороге). И, судя по всему, глава Кабинета настроена всерьёз бороться «за климат». Однако критики считают, что канцлер безнадёжно опоздала.

Уже в декабре текущего года социал-демократы могут вылететь из правящей коалиции. СДПГ переживает сейчас глубочайший за всю историю своего существования политический кризис. Минувшим летом после провальных итогов СДПГ на выборах в Европарламент лидер партии Андреа Налес ушла в отставку с мотивировкой «больше нет поддержки». Претенденты же на её пост публично демонстрируют такую свою несостоятельность, что, как говорится, уши вянут слушать. Так, например, один из ключевых кандидатов на пост председателя партии Ральф Штегнер несколько дней тому назад громогласно объявил, что «немцы абсолютно не против, если будут исламизированы их коммуны» (коммуна — низшая административно-территориальная единица в Германии. — Ред.). И вот с такими лидерами СДПГ идёт на декабрьские общефедеральные партийные выборы!

Но если партия потерпит крах, то развалится и правящая коалиция. А значит, что у (пока) канцлера Меркель на завершение работы над проектом нового «климатического» закона и проведение его через голосование в Бундестаге и Бундесрате — законодательном органе ФРГ, состоящем из членов земельных правительств — времени практически не остаётся. И дорабатывать новый закон будет уже новое правительство, в котором, скорее всего, будут преобладать «зелёные». И при таком раскладе канцлерство Ангелы Меркель закончится задолго до объявленного ею срока — осени 2021 года.

Но самая главная опасность для Меркель сейчас не в этом.

По мнению старшего научного сотрудника и руководителя программы «Энергия и климат» в брюссельском Центре европейских политических исследований (CEPS) Кристиана Эгенхофера, «переход на новые энергоносители, если он не будет сопровождаться налоговыми реформами, больше всего ударит по беднейшим слоям населения. Политики стран Евросоюза должны это признать и начать снижать налоги на электроэнергию, что позволит достичь целей ЕС по сокращению выбросов CO2 при минимально возможных затратах. В общем, можно сказать, что вся нынешняя политика в области изменения климата является регрессивной: она будет сильнее всего поражать самых бедных, потому что бедные тратят непропорционально много денег на энергию, мобильность и так далее. Вот о чём говорили „жёлтые жилеты“ во Франции: демонстрации там начались из-за роста цен на бензин, что, в свою очередь, было вызвано повышением французского налога на нефтепродукты. Но нельзя сводить протесты „жёлтых жилетов“ только к этому одному. Фактически, это движение возникло, главным образом, потому что правительство Макрона неправильно использовало налог на СО2 и не предложило никаких компенсационных льгот, чтобы этот налог был бы „финансово нейтральным“. В Бельгии повышение налога на дизельное топливо было компенсировано сокращением взносов на социальное обеспечение, что сделало это повышение „нейтральным по доходу“. И я думаю, что бельгийский путь — самый верный путь вперёд. Просто повышая налоги и предполагая, что люди это примут, потому что это хорошо для климата — это не сработает, и это очевидно».

В свете сказанного Эгенхофером нельзя исключить, что главные события на пути воплощения в жизнь климатической программы правительства Германии ещё впереди. Во всяком случае, парламентская оппозиция, бегло прочитав «по диагонали» 22-страничный окончательный вариант программы «Климатические цели-2030», уже раскритиковала её в пух и прах. Так, например, сопредседатель партии «Зелёные» Роберт Хабек назвал её «бессмыслицей», либералы из Свободной демократической партии — «бесцельной и обескураживающей», а лидеры партии «Левые» Сара Вагенкнехт и Дитмар Барч — «в значительной степени неэффективной и особенно обременительной для людей с малыми и средними доходами».

А ведь пока ещё не сказала своё слово «Альтернатива для Германии» — этот «кошмар» для этаблированных партий Федеративной Республики, коими считаются блок ХДС/ХСС и СДПГ.

Новости мира: Саудовская Аравия считает войну с Ираном последним вариантом

news.rambler.ru