Фото:
Свободная пресса
Если следовать традициям театральной драматургии по Чехову, то появившееся на сцене в первом акте ружье, должно непременно выстрелить во втором или третьем. Иначе оно не должно быть вовсе. Сейчас вот на Генассамблее ООН президент Украины Владимир Зеленский продемонстрировал пулю 12,7 мм, которой, якобы, был убит оперный певец в Донбассе. Такой вот серьезный «аргумент» демонстрации «российской агрессии» и «ведения войны в центре Европы». Патрон действительно мощный и, разработанный еще в 1930 году, стоит на вооружении целого ряда стран, в том числе армий Украины, Восточной Европы, есть такие даже в НАТО. Продемонстрированная пуля — неизвестного происхождения (судя по внешнему виду даже неиспользованная), но представленная именно как средство боевого применения. И именно со стороны России, которая уже пять лет «ведет войну» против Украины. То есть господин президент таким образом призывает то ли оказать ему военную поддержку, то ли сам готов сражаться с «агрессором». Иначе зачем на сцене ружье?
Слово «война» из уст киевских политиков в теме российско-украинских отношений звучит регулярно. Это такой своеобразный фетиш в риторике президентских выступлений, который породил еще Порошенко, а теперь от него не может избавиться и Зеленский. Заметим, что у всякой войны, даже исторической «столетней войны» между Францией и Англией, должен быть исход сражения. Соответственно, Украина должна обладать некой военной силой, чтобы одержать победу на своей территории, которую называет «оккупированной». Россия от слова «война» отказывается категорически, равно как и от своего военного присутствия в Донбассе, тем не менее, дает понять, что предпримет некие силовые действия в случае агрессии против мирного населения на территории, где находятся ее граждане. Вооруженный конфликт может стать неизбежностью. Каковы шансы сторон?
Вот американское издание The National Interest задалось вопросом, что будет, если украинская армия наконец-то станет достаточно сильной, чтобы самостоятельно воевать с Россией? По мнению аналитиков, которые не сомневаются в самом будущем факте войны между двумя странами, которые считались братскими, Украине не хватает оружия. Понятно, что именно американского. США должны вооружить Украину, то есть заставить ее закупить оружие наступательного характера, а затем наблюдать за схваткой.
Возьмем цитату из The National Interest. «Основу военных поставок в прошлом составляло стрелковое оружие, техника радиоэлектронного противодействия и различные предметы экипировки солдат, скажем, очки ночного видения. Все это важно, но этого совершенно недостаточно для того, чтобы гарантировать Украине успех в возвращении под свой контроль удерживаемого сепаратистами Донбасса, и уж тем более для отражения гипотетического наступления российской армии в западном направлении от Донбасса. Эксперты согласны с тем, что ПТРК „Джавелин“, составившие основу предыдущего пакета летальной помощи на 250 миллионов долларов, это „в основном символический жест“, так как у донецких и луганских сепаратистов очень мало тяжелой бронетанковой техники. Сейчас конгресс прорабатывает план поставки на Украину переносных зенитно-ракетных комплексов. Это еще более символический жест, так как у сепаратистов нет истребительной авиации, а российские ВВС не могут вести боевые действия в воздушном пространстве над Донбассом, поскольку это вызовет международный кризис и увеличит шансы на прямое военное вмешательство Запада».
Американцы — прагматики, а уж с нынешним президентом-бизнесменом Трампом это проявляется в большей степени. В том же Вашингтоне прекрасно понимают, что организовать военное противостояние России и Украины пока не представляется возможным, но конфликт в Донбассе можно использовать с выгодой для себя именно в плане продажи вооружений. Отметим, что ВСУ за последние годы претерпели серьезные перемены и получили новое вооружение — преимущественно американского производства. При этом оборонный бюджет Украины составляет почти 5 миллиардов долларов (6% от ВВП страны), что может себе позволить далеко не всякая страна НАТО в Европе.
Считается, что численность военнослужащих Украины составляет почти 1 200 000 человек, из которых непосредственно в ВСУ служит 160 тысяч, остальные являются резервистами. Авиация насчитывают 238 летательных аппаратов, из которых 39 истребителей и 33 ударных вертолета. Танков — 2500 штук, из которых на ходу 600-700 машин, остальные находятся на хранении и требуют как минимум ремонта. Аналогичная ситуация с бронетранспортерами — из имеющихся 8000 БМП, БТР, БТРД, БМД в эксплуатации находится не более тысячи бронемашин. Флот еще более в плачевном состоянии — не давно китайские эксперты оценили украинские корабли как «рыбацуик лодки».
Украина, получившая в наследство после 1991 года три полноценных военных округа — Киевский, Прикарпатский и Одесский имела уникальную возможность создать одну из лучших армий мира. Но Украина предпочла «разоружение» — в угоду США и НАТО, которым не нужна была такая сильная армия при тактике расширения на Восток. Плюс армейские арсеналы активно распродавались всеми украинскими президентами — Киев стал самым крупным нелегальным торговцем оружием и боеприпасами третьим странам. В итоге, за двадцать лет украинская армия значительно утратила свою боеспособность — растеряв былую, новую так и не смогла создать. Не особо складывается и с новыми видами вооружений, хотя в советские времена на Украине находилось около 40 процентов предприятий оборонного комплекса страны.
Впрочем, если оценивать нынешнее состояние ВСУ по сравнению с 2014 годом, то оно заметно улучшилось. Тогда исполняющий обязанности министра обороны Украины Игорь Тенюх докладывал депутатам в Раде, что из 41 тысячи военнослужащих Сухопутных войск в состояние повышенной боевой готовности удалось привести лишь 6 тысяч человек. Сегодня половина ВСУ, а это порядка 80 тысяч военнослужащих, готовы к выполнению боевых задач. Положительно сказался на боеспособности украинской армии и опыт боевых действий в Донбассе. При этом на самой Украине отмечают, что ВСУ не хватает техники, дисциплины и кардинальной реформы управленческого аппарата.
Стремление Украины в НАТО тоже определенным образом сказалось на состоянии ее армии — за счет иностранных инструкторов и поставок вооружений. Помимо «продвинутых оборонительных» средств» в виде американских противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) Javelin и крупнокалиберных снайперских винтовок Barrett М107А1 оружие и боеприпасы Украине поставляют еще как минимум 5 европейских стран. Правда это в основном еще старые запасы, со складов хранения, но это сути дела не меняет — оно активно стреляет.
Американские военные аналитики уверены, что украинская армия способна в короткие сроки осуществить «прагматические военные реформы». В том числе за счет модернизации основных боевых танков типа Т-84 и Т-80, замены боевых машин пехоты на БМП-1УМД, на которые предполагается установить двигатели немецкого производства, обновленного вооружения и более мощных сетей РЛС контрбатарейной борьбы. Вот только невольный вопрос — а зачем весь этот «тюнинг в зоопарке»? Победить в Донбассе? Подготовиться к самостоятельному отпору массированному наступлению России, которая и наступать-то на Украину не собирается? Скорее всего, это некое продолжение сказки про «волки идут», чтобы заранее вызвать помощь при несуществующей угрозе. В итоге — помощи особой нет, равно как и угрозы.
Новости Донбасса: Украинские военные устроили массовую драку в Донбассе