Фото:
Парламентская газета
204 года назад, 26 сентября 1815 года, в Париже Австрия, Пруссия и Россия заключили Священный союз после крушения наполеоновской империи для борьбы против революционных движений в Европе, удовлетворения территориальных притязаний и обеспечения незыблемости решений Венского конгресса, где главную роль играли Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия.
Идейным вдохновителем Союза был российский император Александр I, который посредством такого соглашения собирался устранить возможность военных столкновений между монархическими христианскими государствами.
В преамбуле указывались цели Союза: «открыть перед лицом вселенной их [монархов] непоколебимую решимость как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира». Декларация содержала три пункта, основной смысл которых был следующим: в первом пункте указывалось, что «три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства» и «во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь». Кроме того, монархи обещали «в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены, для охранения веры, мира и правды»;
Во втором пункте констатировалось, что три империи являются «членами единого народа христианского», в связи с чем «их величества… убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков Божественный Спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром».
А третий пункт, объявлял, что к Союзу могут присоединиться все государства, согласные с указанной декларацией. Впоследствии к союзу постепенно присоединились все христианские монархи Европы, кроме Англии и Папы Римского, а также правительства Швейцарии, вольных городов и др. Османский султан, естественно, в союз принят быть не мог, поскольку не являлся христианином.
Практическое значение Союза выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов, на которых выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств для насильственного подавления всех национальных и революционных движений.
Тем не менее, геополитические и нравственные противоречия между участниками Союза оказались столь велики, что долго он не сохранился. Крымcкая война (1853—1856), в которой европейские государства выступили против России в союзе с мусульманской Турцией или отказали в помощи, похоронила все надежды на дальнейшую жизнь Союза.