Продолжение заметок о политической стратегии оппозиции
Что такое гражданская коалиция и для чего она нужна
Как показывает современный мировой опыт, в том числе российский, движущей силой успешной политической трансформации обычно выступают гражданские коалиции. Не партии и не партийные альянсы, а широкие надпартийные объединения. Коалиция объединяет не всех, а именно граждан, то есть людей, открыто берущих на себя ответственность за судьбу страны и желающих изменить ее к лучшему. Объединение тех, кто хочет перемен и готов их добиваться – вот что такое гражданская коалиция.
Коалиция объединяет активное меньшинство. Она стремится не получить поддержку всего без исключения общества, а лишь обеспечить его сочувствие или дружественный нейтралитет. Исход политических кризисов всегда определяется небольшим или даже незначительным меньшинством. Те, кто могут и хотят – делают, остальные наблюдают и присоединяются к победителю.
Будучи именно гражданским объединением, коалиция носит максимально широкий, открытый и инклюзивный характер. Членство в ней как индивидуальное, так и коллективное. В последнем случае это могут быть любые организации и группы — политические и неполитические: от зоозащитников и веганов до партий.
Критерии вхождения в коалицию простые и прозрачные: 1) признание целей коалиции (например, тех семи целей, которые я перечислил в первой заметке); 2) неприятие человеконенавистнических взглядов и практик; 3) участие в деятельности коалиции или содействие ей. При этом участники коалиции могут иметь различные идеологические взгляды (или вообще их не иметь) и расходиться по множеству вопросов. Различия между участниками коалиции — ее сила, а не слабость. Они позволяют сделать объединение приемлемым для различных групп общества, в отличие от партии, призыв которой заведомо ограничен.
В новейшей истории России подобная коалиция, объединявшая левых, либералов и националистов, возникала по меньшей мере дважды — «Демократическая Россия» в 1989—1991 и «болотная» оппозиция в 2012—2013 годах. Второй случай поучителен не только политическим поражением, но и важным организационным уроком. Гипертрофия процедур и безразмерное расширение руководящего органа — Координационного совета оппозиции — парализовали и обессмыслили оппозиционную активность.
После 2012 года все попытки объединения оппозиции проваливались. Возможно, потому, что объединялись как раз амбициозные партийные вожди, заглядывающие в слишком далекую политическую перспективу и боящиеся умаления собственной роли.
Гражданская коалиция провозглашает общие политические цели, но действует ровно до их достижения. После этого ее участники расходятся по политическим квартирам и конкурируют на честных выборах или возвращаются к своим неполитическим занятиям.
В идеале хотелось бы видеть инициативу о формировании коалиции, исходящую от совместной группы опытных и молодых оппозиционных политиков и активистов. Как показывает опыт российских протестов – от Шиеса до Москвы и Бурятии – на авансцену выходит поколение гражданских активистов и политиков нового поколения. Они способны дать импульс объединению на новых началах. В любом случае, как бы дело не начиналось, группа координаторов гражданской коалиции на федеральном уровне не может превышать 5-7 человек. В противном случае ее паралич неизбежен.
Надежду на успех организационного строительства питает сегодняшний день. В городах и весях России активисты различных направлений успешно взаимодействуют или, как минимум, находятся в постоянном общении. То есть на местах коалиция де-факто уже существует или для неё сложилась основа. Отличными примерами ситуативной местной коалиции выступают экологическое движение в Архангельской области и московские протесты июля—августа.
Однако коммуникативное и культурно-символическое пространство России исторически формировалось таким образом, что коалиционное движение примет массовый, целеустремленный и организованный характер лишь после толчка из Москвы. В целом же страна готова и ждет только сигнала из столицы.
О том, чем будет заниматься гражданская коалиция, см. в следующих заметках.